3

«Они меня бесят. Я знаю, что так нельзя говорить, но словом «раздражение» это уже не описывается. Я сижу на совещаниях и трачу время не на то, чтобы управлять процессами, а на то, чтобы сдерживать гнев, потому что мне хочется орать на подчиненных и лупить кулаком по столу. Мой отец был директором крупного завода, он своим устраивал такие разносы, что люди при одном его виде тряслись. Я себе еще в детстве слово давал, что таким не буду. Но в последнее время ловлю себя на том, что срываюсь дома – на жену, на детей. Я превратился в какой-то сгусток ярости и злости – и не знаю, как это побороть».

Это – слова моего клиента, топ-менеджера большой компании. Он обратился ко мне в надежде научиться контролировать обуревающий его постоянно гнев. И был крайне удивлен, когда я на первой же встрече сказала, что подавление гнева – не выход.

Вы тоже удивлены? Давайте попробуем разобраться.

Что вообще такое «гнев»? Согласно классическому определению, это – базовая человеческая эмоция, возникающая в ситуации невозможности удовлетворения потребностей или достижения цели. Все древние эмоции связаны с инстинктом выживания, и гнев – не исключение. Это эмоция борьбы и преодоления, когда либо ты победишь хищника, либо – он тебя.

По мере развития цивилизации на гнев накладывается табу. Однако базовые эмоции на то и базовые, что буквально «вшиты» в подкорку. Поэтому человечество во все века придумывало для них легитимные площадки – скажем, тот же гнев наиболее полно реализуется в боях без правил, где бойцы сознательно его в себе культивируют, чтобы устранить соперника.

Тем не менее, обычная жизнь – не ринг бойцовского клуба, здесь приняты жесткие, освященные и религией, и светскими законами, правила «водяного перемирия». Между тем, обычная «вегетарианская» жизнь в офисных джунглях словно нарочно провоцирует нас на первобытную ярость.

2

Так, наиболее частая причина бытового гнева – именно фрустрация на рабочем месте. Офис – место, где надо «держать лицо»: это одна из важнейших социальных установок, характеристика цивилизованного человека. Но недовольство и неудовлетворенность (вас ли унизил начальник, вы ли недоволен работой подчиненных) накапливаются и запускают цепную реакцию зла.

1

Наиболее частыми причинами гнева у менеджера становятся все и всё, что мешает достижению цели. Это и «бестолковые» подчиненные, и «неблагодарное» начальство, и «подлые» конкуренты-коллеги. И вот в вашей груди разгорается пламя гнева, сейчас произойдет взрыв, но…

На этот случай у вас припасены различные маски гнева – чтоб никто (и вы сами) не догадались, что на самом деле ваш палец завис над «ядерной кнопкой». Чего только нет среди этих масок! Тут и чрезмерная ответственность и рвение, и неадекватная критичность, придирчивость, и язвительность, и депрессия как результат длительного стреноживания своих эмоций, и психосоматические болезни (самые распространенные – головные боли, астма или проблемы с ЖКТ), и постоянное сильное чувство вины из-за переноса гнева с обидчика на себя (нас же всех учили в детстве искать причину в себе), и даже набор веса из-за регулярного «заедания» эмоции.

Но почему бы не сместить фокус? Что, если посмотреть на гнев не как на досадное препятствие, а как на сигнальную «лампочку», столь же необходимую, как чувство голода, жажды, сонливости или боли?

Скажем, вы знаете, что гневливые люди живут дольше? И что гнев парадоксально уменьшает уровень насилия? А статистика утверждает, что это именно так – за счет своевременного «сброса» негативной энергии. Гнев делает мышление более гибким, а вас – более креативным и честным, помогает при переговорах и внушает оптимизм. Это в любом случае более здоровая реакция, чем страх, вызывающий депрессию и мешающий найти выход из ситуации.

Главное – не переусердствовать. А что же делать вместо этого?

Во-первых, осознать саму эмоцию («я злюсь») и ее вектор («меня бесит Иванов, который тормозит весь отдел, но он протеже шефа, убрать не могу»). Это очень важный момент снятия «табу» с эмоции.

Во-вторых, совладать с нею. Вместо того, чтобы срываться на Иванове, используйте любое переключение – технику дыхания (долгий вдох – короткий выдох с разжатыми ладонями), пробежку на беговой дорожке или избиение боксерской груши, или хрестоматийный счет до десяти.

В-третьих, трансформировать ситуацию. Примите ее объективно («Иванов – ТАКОЙ, и его НИКУДА не деть»). Осознайте причину в себе («Иванов – вовсе не вредитель и даже не такой уж «тормоз», просто меня злит, что он протеже шефа»). Перенаправьте гнев (это просто ресурс, и можно найти деятельность, которая задействует его для дополнительных сил и энергии). И наконец – конструктивно перестройте ожидания и оптимизируйте процессы (например, организуйте Иванову группу помощников).

Не забывайте, что лозунг действительно хорошего менеджера, не желающего попасть в клинику неврозов, – «оставаться в рамках задач». Спасение тут одно: использовать энергию гнева в нужных вам целях.

Однако идеализировать гнев как помощника тоже не стоит. Иначе не существовало бы признанных во вполне медицинском смысле людей «коронарного типа» или «типа А». Их агрессивность буквально способна привести к разбитому сердцу. Нетерпимость, честолюбие, тревожность, перфекционизм и конфликтность буквально выжигают их изнутри. Собой они недовольны даже больше, чем другими, не дают себе никаких поблажек и игнорируют недомогания. Люди коронарного типа так зависимы от гнева, что сами себе создают критические ситуации. А дальше – повышается тромбообразование, изменяется состав крови, учащается сердечный ритм, зашкаливает давление и… О дальнейшем говорить не хочется.

Поэтому поговорим о технике безопасности. О том, как не подавлять гнев, а управлять им и направлять его (помните блистательный фильм «Управление гневом», где эту нелегкую работу постигал герой Роберта ДеНиро? Если нет, очень рекомендую посмотреть). В работе с клиентами я, как и многие коллеги, обычно использую довольно распространенную и весьма эффективную технику. Возможно, вы ее уже где-то встречали. Если же нет, и если вы знаете за собой, что часто гневаетесь, то:

  1. Заранее выберите деятельность или задачу, которая потребует от вас дополнительного допинга при реализации.
  2. Дождитесь ситуации, которая может спровоцировать вспышку гнева, или вызовите ее сами. Это вполне можно проделать даже в воображении. Ведь наша психика реагирует на воображаемые события точно так же, как и на происходящие в реальности.
  3. Хорошенько прочувствуйте энергию, которая сопровождает ваши гневные эмоции. Можете даже немного порадоваться за себя и за то, что вам дано такое мощное оружие для преодоления препятствий.
  4. Примените эту энергию на практике в той деятельности, которую выбрали для себя в начале. Если по каким-то причинам ее нельзя сейчас реализовать, то продумайте все свои действия в воображении, вплоть до мельчайших подробностей.
  5. Проанализируйте все четыре этапа и результат, к которому пришли. Все ли получилось? Какой из этапов вызвал наибольшие трудности?

           Эта техника – ваш пропуск в жизнь, где гнев – ваш друг, а не враг, где не вы существуете для него, а он для вас. А напоследок хочу поделиться изречением Далай-ламы: «Если тебя одолевает гнев, подумай о последствиях. Его причина – забота о чужом мнении. Гнев – не признак ситуации, в которой тебя победили. Это – признак ситуации, в которой тебе кажется, что тебя могут победить. Но все в твоих руках».

Об авторе:

10

ЛЮЦИЯ СУЛЕЙМАНОВА — клинический психолог, кандидат психологических наук, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор тренинга «Встань и иди».

Оригинал статьи: http://www.vedomosti.ru/management/blogs/2017/01/17/673266-kak-upravlyat-gnevom

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.